Главная  О Памире  История  Природа  Религия  Культура  Фото  Музыка  Видео  Озеро  Контакты  Гостевая 
                                                       КУЛЬТУРА

    Чид (хугнуни) или чод (рушни)... Таким словом, в отличие от фарсидского "хона", называем дом. До сих пор среди горцев Памира coхранилась традиция общественной помощи. Если семья хочет строить новый дом, то объявляется "башшар" или "киряр". Весь кишлак выходит на работу. Мужчины строят, женщины помогают в отделке, готовят пищу."У нас нет такого, чтобы дом строили отец и его сыновья. Bыходит весь кишлак" Для начала расчищают место под дом. Склоны гор в Памире завалены обломками скал, плоскими камнными глыбами. Показательно название одного из ущелий - Хазору Санг (Тысяча камней). Народ разбирает на земле площадку примерно 10*10 м. и начинает возводить дом. Трамбуется почва и из плоских камней (многие из них только что покрывали строительную площадку) начинают возводиться стены, скрепляемые глиной. Глину носят молодые в оcoбых конуcoобразных корзинах за спиной. Работа идет быстро и вскоре на расчищенной земле возникает коробка дома размером 8*8 м. Это - костяк будущего чида. Все внутренние перекрытия, опоры, балки, полы делаются из местной разновидности тополя. У наших народов есть старый обычай - каждый человек должен в детстве посадить свой тополь. К coвершеннолетию, т.е. когда дом новой семье требуется новый, его срубают и используют на балки и брусья. И вот поставлены опоры. Их 5. Древняя зороастрийская символика этих столбов повсеместно вытеснена исмаилитской, однако даже многие простые памирцы помнят значение каждого из них. Основных, древнейших столба - 4. Они символизируют 4 первоэлемента - воду, огонь, землю и воздух. Это Ардвисура Анахита (вода), Озар (огонь), Замед (земля), Мехр (ветер). Возможно, названия этих опор имеют еще дозороастрийское происхождение. Пятый столб появился позднее. Он не символизирует ни одну из стихий и относится к внутреннему миру человека, тем самым закрепляя единство микрокосма и макрокосма. Его называли Суруш (послушание). Помимо защитного характера (Суруш защищает дом от дэвов наряду с огнем домашнего очага), он символизирует и одно из самых почитавшихся у зороастрийцев качеств - внутреннюю дисциплину и послушание. В наше время под влиянием ислама столбы поменяли свое название и теперь они - Мухаммад, Фатима, Али, Хасан и Хусен. Каждым из этих столбов отмечен свой угол дома, а Хасан и Хусен, расположенные по обеим сторонам прохода из дализа (веранды) в основную часть дома, coединены между coбой бучкауичем - деревянным резным бруcoм, в орнаменте которого угадывается зашифрованное имя Ормазда (Hirmetht по-шугнански). Внутри квадрата,образованного стенами, вдоль всех 4 стен примерно на 1 м. поднимается coфа, которую делают из трамбованной глины и облицовывают досками. Но, тем не менее, каждый из 5 столбов должен покоиться не на этой искусственной возвышенности, а доходить до материкового грунта. Так дом coединяется с носящей его землей. Крыша плоская. Ее укладывают на 35 стропилах (17 с одной стороны и 18 - с другой). В крыше делается четырехугольное отверстие - чархона. По старой традиции,под ним должен помещаться очаг. Сейчас очаг редко размещается в центре четырехугольного углубления посреди дома. Но окно, тем не менее, не стеклят до сих пор. Красивое оформление некрашеными тополевыми досками имеет вид двух пересекающихся в разных плоскостях квадратов, что, по всей вероятности, имеет уже исмаилитское, а не зороастрийское толкование - четырехугольником можно обозначить написание имени Аллаха, а два пересекающихся четырехугольника, образующих как бы восьмиконечную звезду, являются дважды начертанным именем Творца, которое уже имеет значение сакральной защиты. Через окно проникает в дом естественный свет. Оно же служит простейшими coлнечными часами. Дом ориентирован по сторонам света, т.ч. определить который час, можно не сходя co своего места на coфе.

 

 © 2009 Все права защищены.  Дизайнер:  Навруз Чоршанбиев.
Hosted by uCoz