Главная  О Памире  История  Природа  Религия  Культура  Фото  Музыка  Видео  Озеро  Контакты  Гостевая 
РЕЛИГИЯ

    Памирские таджики преимущественно исповедуют исмаилизм шиитского толка, являющийся одним из направлений в Исламе. Таджики Ванча, Язгулема и Дарваза, а также киргизы Мургабского района преимущественно являются мусульманами - суннитами. Одним из основоположников исмаилизма на Памире был классик таджикско-персидской литературы, философ Шо Носир Хисрав (1004-предположительно 1090). Философская и общественно-политическая деятельность Носира Хисрава была связана с исмаилизмом, которая в XI веке получает широкое развитие и распространение. Социально-политические противоречия Арабского халифата привели к разногласиям внутри шиитского имамата. Последнее обстоятельство сыграло решающую роль в образовании исмаилитской секты. Пиры исмаилитов ГБАО Саид Юсуф Али Шо и Саид Ахмед в конце XIX века (опубликованы в 1902 году в Москве) в своих рассказах о Носир Хисраве отмечали, что Шо Носир Хисрав является потомком в 8-поколении имама Алиёр - Риза. Его предки покинули Багдад и переселились в Балх или Кабадиан. Родился в 1003 году, умер в 1088 году в Юмгоне). Кто он был в молодости - шиа или сунни - неизвестно. Учился в Бухаре. После учения он отправился путешествовать, искать пира наставника. Наконец, после долгих скитаний, нашел себе в Хорасане наставника в лице Халифа ал- Мустансир-Биллах-Ага-Хана. Сотворил он с ним молитву фотиха и сделался его учителем и последователем секты исмаилия. Прожив с ним некоторое время, Шо Носир отправился вновь путешествовать и попал на Памир, где застал много разных вер - здесь были: кафиры, сияхпуши, шиа и сунни. Он первый здесь в горах начал проповедовать учение исмаилизма. Среди них начал он проповедь свою очень осторожно; ничего не отвергал из их учений, ничего не отрицал: ни молитв, ни постов, ни праздников, ни рая, ни ада. С шиитами был шиа, с суннитами - сунни. Говорил он о боге, о добродетели, об уважении к старцам. Более близким своим ученикам понемногу открывал истинное учение секты. Признавая молитву, он пояснял, что истинная молитва заключается в том, чтобы хорошо говорить, говорить чистое, помнить всегда Бога и хорошо во всем поступать. Не отвергая праздников, говорил, что истинный праздник для последователей секты - посещение своего наставника, пира, беседы с ним, хороший поступок, совершенный человек. Не отказываясь от постов, говорил, что Бог требует не воздержания желудка, а воздержания нравственного, что и есть истинный пост. Не отрицая рая и ада, он говорил, что они обретаются не где-нибудь на небе, а находится здесь, на земле, в душе каждого человека, у кого рай, у кого ад, от человека зависит иметь в душе то или другое. После смерти Шо Носира Хисрава его ученики продолжали начатое им дело. Проповедники действовали крайне осторожно. Присоединение к секте горного народонаселения происходило без насилия и очень медленно, в продолжение многих и многих десятков лет. До сего времени горцы, по привычке, соблюдают много старинных обычаев, ничего общего с сектой не имеющих. Иногда по необходимости, и только для вида, в присутствии чужих, горцы справляют обряды суннитов и шиитов. Им это не запрещается делать, считая все это не важным. Важно быть хорошим и добродетельным человеком. По пятницам, вечером, у пира или халифа, собираются старики, старухи, а из молодежи мужчины и женщины, более достойные читают книгу Каломи - пир (буквально "Слово мудреца"), объясняют читанное, разговаривают, поют известные места из книги на память, играют на музыкальных инструментах, тут - же ужинают и таким образом просиживают до рассвета. В мазарах (святых местах), у шейхов, иногда устраиваются подобные собрания, режут барашка, читают, поют. Главную книгу "Ваджхи-дин" или "Каломи - пир" перевел на язык кухистана (горцев) Шо Носир Хисрав. Шо Носир в продолжение 72 лет изучил четыре книги: Тавурота - Мусо, Енжиль - Исо, Забур - Дауд и Фиркон Мухаммада (Пятикнижие, Евангелие, Псалмы и Коран). По прочтении этих книг Шо Носир нашел, что во всех написано одно и то же и все, что в них написано, можно найти и в "Каломи-пир". Из "Каломи - пир" Шо Носир составил более удобную для чтения и для понимания книгу "Ишхор" ("возвещение, распространение"). Жил Шо Носир Хисрав на Памире около Мунджана в кишлаке Йемген (Юмгон) Афганского Бадахшана, где в последствии умер и похоронен в пещере. Но, по книгам, его тела в этой пещере нет. Говорят, что она сквозная. Верят, что вошел в пещеру со стороны Бадахшана, а вышел со стороны Читрала. Что же стало с ним после неизвестно. Потомков он не оставил (не был женат). Священным местом для исмаилитов Памира является источник названный именем Шо Носира Хисрава в кишлаке Поршнев. По преданиям данный источник образовал Носир Хисрав, ударив посохом по земле. На месте, где он указал своим посохом, появился источник, которым по настоящее время пользуется местное население и считает его священным. Здесь происходят важные встречи исмаилитских авторитетов Памира. Среди исмаилитов сохранились несколько легенд о пребывании пророка Алия в Кухистане (горах). Одна из них гласит, что Али придя с войском из Хорасана в Ишкашим и Вахан, воевал там с кафирами сияхпушами; завладел тремя замками трех братьев- царей, сияхпушей: Какаа, Замре-Аташ-Параст и Зангибора. Эти три брата погибли в борьбе почти со всем своим народом, и только небольшая часть спаслась, бежав на юг в страну Катуар. По покорению Вахана легенда гласит, что Али совершал поход в Китай, где испуганный царь вместо войска выслал навстречу Али толпу "простоволосых" женщин, при виде которых Али остановился, сказал им Хато (буквально - "ошибка", отсюда название Китай) и повернул обратно. Fatimid da'wat книги, выдвигать той же доктрине, как современное Fatimid произведений на арабском языке

 

 © 2009 Все права защищены.  Дизайнер:  Навруз Чоршанбиев.
Hosted by uCoz